Психология, психотерапия, психоанализ и Буддадхамма. Обеспокоенность о "психическом здоровье" постоянно растет. Она так же широко распространена, как и беспокойство о физическом здоровье. Естественно, существуют способы решения проблемы, как по закону спроса и предложения. Давайте разберемся в том, что существует, а также в природе самой обеспокоенности. Психология в том виде, в котором она известна сегодня, возникла на основе психиатрии и психоанализа. Исследования Крапелина, Блюлера, Фрейда, Юнга, Лакана и других привели к появлению и формализации метода "лечения разговором". Производных от него множество: эго-психология, гештальт-психология, трансперсональная психология, когнитивно-поведенческая терапия, нарративная терапия и другие. Суть заключается в общении с другим человеком, в процессе которого, используя язык и речь, психическое состояние человека меняется к лучшему. Психотерапия берет то, что нельзя было "вылечить" разговорами, и лечит это лекарствами. Наряду с этим была разработана институциализация для "содержания" индивидов, получивших ярлык "сопротивляющихся лечению". Для смягчения последствий были разработаны различные формы социальной защиты. К последним относятся программы страхования по инвалидности, анонимные группы поддержки и тд. |
Это слово (embodiment), безусловно, является клише и неправильно используемым означающим. Давайте разберем его.
На одном уровне воплощать что-то, будь то качество, характер, дух, система практики, искусство или профессия, означает выстраивать свое тело таким образом, чтобы оно стало средством для репрезентации воплощенных в нем явлений. В этом случае тело является медиумом, который позволяет явлениям населять его. Через постоянное повторение метода, учения, вероучения, ремесла, через соответствующие ему способы поведения человек изменяет свою соматосенсорную структуру таким образом, чтобы наилучшим образом соответствовать тому, что воплощается.
В наши дни я часто наблюдаю, как люди становятся убедительными, искренними и честными, как притворство. Они пишут и говорят так проникновенно и искренне, как будто делятся историей со старым другом. Часто это можно увидеть в сфере маркетинга и рекламы.
Для рекламы товара нередко нанимают опытных актеров. Люди, стремящиеся продать свои услуги, учатся говорить так искренне, чтобы их предложение заинтересовало потенциальных клиентов. В такой "искренности" на рынке нет ничего плохого.
Однако, поскольку духовная сцена также перемещается на рынок, когда речь заходит об изложении учений о культивировании Духа, это становится проблемой.
О ценности снов Конечно, визуальное восприятие в социальном конструировании реальности функционирует иначе, чем сны, потому что оно происходит на переднем плане, а не в темной задней пещере разума. Но поскольку передний и задний планы находятся в полосе Мёбиуса, то, что воспринимается спереди, интерпретируется сзади, и то, что является лингвистическим кодом сзади, преобразуется в образы спереди. В сновидениях и передний (восприятие), и задний (репрезентация) планы происходят в задней части ума/мозга. Образы в визуальном восприятии являются объективным воплощением лингвистических означающих (как алгоритмы, стоящие за компьютерными изображениями), в то время как образы в снах и фантазиях защищают от этих самых означающих и ищут от них избавления. -Рауль Монкайо, из "Практики Лаканова Психоанализа". Очень важно понять, что "задний план", а именно бессознательное, структурирован как язык. Из чего состоит бессознательное? Из означающих, которые были подавлены, ниспровергнуты или отказаны. Эти означающие образуют ассоциативные связи и представляют собой "темную паутину", подобно сомнительным местам в Интернете. И точно так же, как в темных зонах интернета, где можно найти детскую порнографию, купить наркотики или оружие, аффективность, относящаяся к этим действиям, отрезана от языковых операций, которые их поддерживают. Таким образом, те, кто вовлечен в производство и эксплуатацию, временно замирают от каммических результатов своих действий. Точно так же работа бессознательных означающих отрезана от психофизической аффективности. |
Между двумя половинами истины существует структурный разлад, близость и/или отсутствие взаимопонимания. Сформулированная истина всегда будет содержать элемент вымысла, который делает насилие над другой половиной истины, остающейся неоформленной в Реальном, и скрывает ее. По этой же причине нельзя найти вторую половину души в объекте любви, а только в пустой половине сердца, которую любовь как знак представляет.
- Рауль Монкайо, Практика Лаканова Психоанализа
Не без (бессознательной) причины мы стремимся к любви.
На уровне Воображаемого не существует иной любви, кроме нарциссического обожания собственной одинаковости в другом.
Существует общепринятая категория "психическое здоровье", под которой обычно подразумевается удовлетворенность собой, отсутствие тревоги, внутреннего конфликта, волнения, отчаяния или любых других диссонирующих психических состояний, вызывающих стресс. Идея заключается в том, что психическое здоровье нужно достигать и поддерживать так же, как и физическое. В случае с последним вы обращаетесь к терапевту, а в случае с первым - к специалисту из области “пси"- модальностей. Так устроен мир.
Однако для практикующего на пути культивирования подход к психическому здоровью иной.
Неудивительно, что дуккха (стресс) ума и тела распространена повсеместно. Эффективная борьба с дуккхой подразумевает искоренение ее причин, которыми являются заблуждение, отождествление тела и ума с самим собой, праведный гнев, требующий защиты, поддержания этого отождествления, и алчная жадность, требующая сделать его еще лучше, более цельным, близким к совершенству. Таким образом, "я" и "мое", привычно поддерживаемые через заблуждение, являются причиной дуккхи.
Наслаждение Cмыслом Эго функционирует как хранилище смысла. История, относящаяся к "я", наделяется либидо, делая разрозненные факты и события значимыми. Этот смысл, в свою очередь, укрепляет чувство "быть кем-то". На основе сформированного таким образом самовосприятия человек различает явления. Это устойчивое самовосприятие является точкой опоры субъективности, ядром "мира" человека. Однако если смотреть на него непредвзято, то это всего лишь формация среди других формаций ума. Известная как "саккайя дитти" или “взгляд основанный на самости", она наблюдается и отбрасывается в рамках третьей основы полноты ума (Пали: сатипатана Рвипассана) - ментальных формаций. Однако для того, кто не обучен пути практики, не будет сознательно направленных усилий на отказ от самореференции, что приведет к обычному мирскому процессу построения, восстановления и укрепления чувства обретенного "я". На пути мира, эго наслаждается до такой степени, что человек очарован собственной историей, влюблен в себя. |
В кругах тех, кто занимается духовной культивацией, часто говорят о мастерах, мастерстве и достижении. Полезно разложить эти термины по полочкам и выяснить глубинные причины поиска мастерства.
Начнем с того, что невротическим субъектам структурно предопределено искать мастерство в другом. Благодаря функционированию S1 - ключевого означающего в психике невротика - вся "реальность" измеряется по жестко установленному стандарту. Для обсессивных и истерических невротиков такими стандартами являются определенная система означения или определенный способ желать.
Симптомы невроза строятся таким образом, что сексуальные или агрессивные импульсы подавляются на различных сознательных основаниях. Это подавление приводит к любопытной форме "неудовлетворяющего удовлетворения” - удовлетворения под видом страдания - которое Лакан назвал jouissance. Как говорит Фрейд, пересматривая структуру симптомов:
"У нас есть все основания полагать, что ощущения боли, как и другие неприятные ощущения, граничат с сексуальным возбуждением и вызывают приятное состояние, ради которого субъект даже охотно будет испытывать неприятные ощущения боли".
Вышесказанное справедливо для длительной обусловленности невротических симптомов - разум учится извлекать удовольствие из различных форм лишений. В противном случае, если человек обучен медитативной культивации, внимательное отношение к боли и ее исследование постепенно приносят облегчение.
Ретроактивность Смысла
Трудно преуменьшить, насколько желание другого определяет внутренние мотивации человека.
Появившись на свет через образ и желание другого, человеческие субъекты, независимо от их структуры, зависят от этого желания. Именно это желание толкает человека к действию или сопротивлению ему. Именно фрустрация или сопротивление этому желанию лежит в основе депрессии, торможения и неудовлетворенности. Однако почти никто не свободен от этого желания, то есть, почти никто не свободен в своем выборе.
Что, если сопротивление и отказ субъекта психоза от главного означающего - Имени Отца - это акт веры? Иными словами, что если именно ради отречения от мира и стремления к Божественному человек не принимает предписаний, которые делают его невротиком, заставляя вращаться в крысиных бегах соревновательного социума и забыть суть свободы человеческого бытия под небом на земле?
Не случайно ли содержание большинства галлюцинаций субъектов психоза - это религиозный нарратив того или иного рода?
Только ли вопрос происхождения стоит на кону? Или дело в том, что человек открылся непознаваемому, но у него не хватило ресурсов добродетели и концентрации, чтобы проникнуть в достижение трансцендентальной мудрости?
Причин, по которым хорошая дружба приравнивается Буддой ко "всему духовному Пути", множество.
Главная из них - постоянство. Признавая и ценя друг друга, друзья создают непрерывность, которая сохраняется. Один из аспектов осознанности - это памятование: отслеживание потока событий. Друзья, поддерживающие последовательные отношения друг с другом, гарантируют, что никто не забудет и не "потеряет берега".
Терапия, саморазвитие и культивирование Терапия и саморазвитие - это не одно и то же. Однако многие терапевтические подходы занимаются именно последним. Распространена и обратная ситуация: люди ищут исцеления в подходах, предназначенных для саморазвития, тогда как им следовало бы обратиться за терапевтической помощью. Более конкретный пример: посещение занятий цигун, йогой или религиозного учреждения, чтобы разобраться со своими травмами. Или, например, обращение к психотерапевту за советом по поводу своего жизненного пути. Неразборчивость в плане компартментализации является источником путаницы: когда терапия и саморазвитие смешиваются, человек вполне может продолжать "залечивать внутренние раны", думая, что это поможет ему продвинуться в жизни или даже прикоснуться к чему-то трансцендентному. В то время как на самом деле за исцелением и внутренним развитием стоят совершенно разные механизмы, а за духовной практикой - еще один. Во многих случаях терапия не нужна, но бывают случаи, когда она необходима, например, после острых разрушительных опытов, подрывающих непрерывность самоощущения. |