Воплощение боли Травматический опыт - это боль, которую невозможно терпеть в момент ее возникновения. Не выдержав, разум отделяется от тела и устремляется в неизвестность, лишаясь убежища. В глубокой терапевтической работе или в медитации практикующий неизбежно сталкивается с ядром травмы, то есть с моментом развоплощения, который воспринимается как невыносимый. Именно здесь, удерживая пространство, либо благодаря умелому присутствию другого, либо благодаря своему непрерывному осознаванию, можно привести ум в тело и закрепить его там с помощью дыхания. Однако этот процесс может быть бесконечным, ведь пока есть кто-то, кому можно причинить боль, болезненные переживания не прекратятся. Таким образом, невозможно "исцелить себя" от травмы. Травма исчерпывается именно исследованием и отказом от "себя". Как субъект может это сделать? Различая Воображаемое Тело, Символическую Идентичность и Реальное Присутствие. При столкновении с болезненными ощущениями во время медитации реакция Воображаемого Тела - сменить позу, реакция Символической Идентичности - избежать болезненной темы, в результате чего Реальное Присутствие оказывается погребенным под двумя предыдущими. Тренируя выносливость, человек обнаруживает, что желание изменить позу - не более чем желание. Осознав пустоту скользящих мыслей, человек спокойно фиксирует взгляд на всем, что возникает. Придерживаясь этого процесса достаточно долго, человек (заново) обнаруживает свое Реальное Присутствие: элементальные движения земли, воды, воздуха и огня, которые есть не что иное, как твердость, вязкость, вертикальность и температура материальных основ тела. Однако, прежде чем зайти так далеко, человек, как правило, придерживается и демонстративно цепляется за Воображаемое Тело. Это тело, которое каждый из нас скопировал с (материнского) другого. Точнее, это чувство объединяющей тотальности, которое идентификация с образом (материнского) другого дала нам в период младенчества. До того как произошла эта идентификация, мы были ничем иным, как нагромождением разобщенных интенсивностей между четырьмя элементальными движениями, управляемыми либидо. Сбитые с толку этим хаосом, неспособные пока осознанно различать, что есть что в этой трясине, мы нашли свое первое убежище в образе (материнского) другого, в его ласке и объятиях, в ее теле, которое казалось нам способным и сильным. Как таковые, мы укрылись в иллюзорном или Воображаемом Теле. На основе Воображаемого Тела возникла Символическая Идентичность через овладение языком и идеологической абсорбцией-отталкиванием, при которой идеи и качества, совместимые с соматосенсорной плеядой Воображаемого Тела, принимались на веру, а несовместимые выбрасывались в поле Другого. Затем этот процесс обогащался через образование и освоение культурных норм, то есть через приобретение многочисленных слоев сложной символической идентичности и различных знаний. И все же, каким бы изощренным ни был идеологический узел "самости", он является лишь продолжением базовой иллюзии тотальности, которая была постигнута ранее на уровне эго. |
Отсюда следует, что любой терапевтический процесс, направленный на восстановление целостности, тотальности или полного потенциала человека, есть не что иное, как процесс укрепления базовой иллюзии, как таковой, это процесс усиления и кристаллизации эго.
Статуя боддхисатвы, подвергающегося жесточайшим аскезам, изображенная выше, иллюстрирует, насколько тяжелым и тщательным может быть этот процесс. А именно, отказ от прибежища в иллюзорной совокупности Воображаемого Тела и встреча с элементальными движениями, как они есть, в этом "теле длиной в сажень" до степени отказа от идентификации даже с этими элементальными движениями равносильны полному освобождению от страданий.
Нет необходимости указывать, какая степень боли здесь возникает: любой глубоко практикующий медитацию знает это сам. Способность к мудрости, которой можно здесь обучиться, заключается в том, насколько быстро медитирующий может отказаться от самоотождествления в момент возникновения боли. Этот навык, конечно, выходит за рамки любой знакомой мне терапии, и к нему не стоит относиться легкомысленно. Но вступать на неизведанную территорию отсутствия себя нужно неуклонно, с уважением, безжалостностью, смелостью и... нежностью, когда это необходимо ;)
Пусть все будут свободны от страданий!
Привязанность, часть 1 - Чувственность Будда различал четыре вида привязанности (упадана): - привязанность к чувственности, - привязанность к взглядам, - привязанность к привычкам и практикам, - привязанность к доктринам о себе. Начнем с чувственности: "Итак, монахи, в чем же заключается притягательность чувственности? Эти пять струн чувственности. Какие пять? Формы, познаваемые глазом - приятные, радующие, очаровательные, ласкающие, вызывающие желание, манящие. Звуки, познаваемые ухом... Ароматы, познаваемые обонянием,… Вкусовые ощущения, познаваемые языком... Тактильные ощущения, познаваемые телом, - приятные, радующие, очаровательные, ласкающие, вызывающие желание, манящие. Любое удовольствие или радость, возникающие в зависимости от этих пяти нитей чувственности, и есть притягательность чувственности. А в чем недостаток чувственности? В том, что из-за занятия, которым клан зарабатывает на жизнь, - будь то проверка, или учет, или вычисление, или пахота, или торговля, или скотоводство, или стрельба из лука, или как человек короля, или какое бы занятие ни было, - ему грозит холод, ему грозит жара, его донимают комары и мухи, ветер, солнце и ползучие твари, он умирает от голода и жажды. Так вот, этот недостаток в случае чувственности, эта масса стресса, видимая здесь и сейчас, имеет чувственность в качестве причины, чувственность в качестве источника, чувственность в качестве начала, причиной всего этого является просто чувственность. |
- Содержание - это описательное качество явлений, которое искажено привязанностями и отвращениями воображаемой идентификации. То есть восприятие явлений облекается в приятные для конкретного субъекта означающие элементы. Тем самым непосредственное видение явлений отсутствует.
- Аргументация - это неизбежное столкновение такого искаженного восприятия с восприятием других. Оно требует проработки своих взглядов, их дальнейшего структурирования и коммуникации, чтобы они были понятны другим.
- Убеждение - прямое следствие структурирования, которое порождает "высшее", "низшее" и "подобное". Это завершает погружение субъекта в систему языка, создавая Символическое. Данный реестр психики представляет собой оболочку знаков, которая автоматически накладывается на все вещи, делая невозможным существование Вещи как Таковой.
Именно в связи с этим Будда наставлял Бахию следующим образом:
Страх против любви - несостоятельный аргумент. И страх, и любовь - это пороки ума. Следовательно, противостояние существует только между ненавистью (формой которой является страх) и жадностью (формой которой является любовь). Какого триумфа добивается человек, следуя любви? Какое бесчестие человек обретает, следуя страху? Ответ на оба вопроса - заблуждение. Увлеченный самовосприятием, человек жаждет единства и отвергает разделение, и таким образом возникают любовь и страх. Будда не учил любви. Он учил Пути мира и свободы. Там, где есть страх или любовь, нет места ни миру, ни свободе. Хорошо обдумайте все свои начинания: где бы ни возникало отвращение или притяжение, просто остановитесь и подумайте: “Это не наверняка". Для всего, что не наверняка, характерно страдание. Там, где есть страдание, нет самости. Продолжайте упорствовать дальше. |
Самвега
Ответственность Существует предрассудок современности, согласно которому духовно развитый человек не критикует других и считает, что все обиды и несчастья происходят исключительно из-за его собственного внутреннего состояния. При таком мышлении появляется потенциал уклонится от личной ответственности за действия, причиняющие вред другим. На самом деле только те, чьи духовные способности достигли зрелости, полностью защищены от внешних влияний. Другие, общаясь с людьми, чья добродетель находится на более низком уровне по сравнению с их собственной, однозначно сталкиваются с обидой, потому что неумелые действия менее добродетельных людей наносят им вред. Одним из проявлений этой тенденции является проекция или перенос. Те, кто не смог справиться со своим внутренним разладом, травмой, неадекватностью, чувством ущербности или иной нереализованности, проецируют напряжение и боль, возникающие внутри, и переносят их на кого-то другого, обычно на самого близкого человека. Подобная проекция - это еще один способ уклониться от ответственности. Эта болезнь - нежелание признавать свою ответственность - становится все более распространенной в мирских "духовных" сообществах и на сцене альтернативного искусства. Такие люди настолько нарциссически привязаны к своему ощущению целостности, праведности, своей обиде и негодованию, своей заветной "подлинности", что проецирование и причинение боли другим словами и поступками, которые проистекают из "верности своему подлинному "я"", становится нормой. Те, кого партнеры, друзья или коллеги обвиняют в том, что они какие-то: невнимательные, бесчувственные, не понимающие потребностей другого, психически зажатые, контролирующие и т. д., должны тщательно изучить себя, чтобы понять, имеют ли эти обвинения под собой почву. Обнаружив, что их поведение лишено приписываемых им черт, нужно не только прямо сказать об этом, но и, если обвинения не прекращаются, отдалиться от человека, который делает вас мишенью для проецирования того, с чем он не может справиться. |
Принятие чужой боли и внешней обиды - это плод культивирования себя. Только те, кто зашел так далеко, могут вынести проекции и незаслуженные обвинения, потому что им некуда приземляться - самости не найти.
Выше изображена статуя досточтимого Учителя Муна, просветленного ученика Будды, чья суровость и бескомпромиссное разоблачение чужих недостатков были широко известны.
Существует три вида свободы и три стремления, соотносимые с ними.
Во-первых, это свобода от внешних ограничивающих условий. Сюда входят физическое самовыражение, перемещение в пространстве, волевые действия речи и ума, способность получать доступ к явлениям по своему желанию и многое другое. Стремление здесь состоит в том, чтобы овладеть как можно большим количеством навыков, чтобы пользоваться свободой взаимодействия с миром.
Во-вторых, существует свобода ума от ментальных состояний. То, что наблюдает ментальные состояния, может быть обучено признавать свою отдельность от них. Ощущения, воспоминания, мыслеформы - это не ум. Стремление здесь состоит в том, чтобы развить свою способность концентрировать ум, чтобы признать его неконкретность, то есть сущностную непричастность к делам ментальных состояний. В буддизме это известно как Аттамаята: стабилизированное осознание автономности явлений.
В-третьих, существует свобода Духа. Это единственная и окончательная свобода, которая возникает, когда Путь завершен. Классически известная как Ниббана - потухание - эта свобода не может быть озвучена, но может быть реализована только через непосредственный опыт. Стремление к ней - это фундаментальное стремление, лежащее в основе всех стремлений к свободе. Это стремление реализовать изначальное единство с Духом: непривязанность, отсутствие зависимости, необусловленный покой и безграничность.
Проблемы возникают, когда основополагающее стремление к свободе Духа погрязает в поисках свободы в условиях внешнего или внутреннего мира.
Здесь возникает потенциал для борьбы за свободу на материальном уровне. Либо на уровне ресурсов и взаимодействия с мировой экономикой, обществом, политикой, искусством, культурой и т. д. Либо на уровне создания ментальных состояний, которые являются экспансивными, возвышенными и трудными для поддержания. В любом случае происходит смещение фокуса с того, что является основополагающим, на то, что преходяще и не наверняка.
Оказавшись в плену игры обусловленных явлений, человек рискует разрушить свои духовные качества и истощить свою эссенцию. Последнее сделает невозможным обретение подлинной свободы, поскольку искра жизни погаснет из-за постоянного стремления к удовлетворению внешних желаний, не имеющих ничего общего с Духом.
По этим причинам духовные традиции советуют "обратить свет внутрь" и выйти за пределы ума. Это путь к самому главному стремлению к свободе и миру.
Несмотря на это, условия мира должны быть выполнены настолько адекватно, насколько это возможно. Это предполагает искреннее следование устремлениям всех уровней свободы: развитие своего тела и ума таким образом, чтобы быть самодостаточным, способным помогать другим и ясно осознавать свое истинное предназначение. Это ежедневная кропотливая работа культивирования.
Пусть все существа достигнут своих высочайших стремлений к свободе!
Восприятия - это настойчивые образы и мысли, возникающие в сознании. Их непосредственное содержание обычно связано с самим собой:
- воспоминания о событиях, связанных с самим собой;
- самовосприятие, относящееся к тому, кем человек себя считает;
- травматическое содержание, которое нанесло шрам этому устойчивому самовосприятию;
- альтернативные самообразы, обозначающие то, что является абстрактным в поле восприятия, связанного с собой;
- образы событий, которые еще не произошли;
Глубинное содержание представлений касается последовательной самореферентности сознания, которое присваивает всему такие ярлыки как "я" и "мое", так и "другое". Здесь каждая часть тела, каждый временной отрезок в памяти и каждый "удар судьбы" иллюстрируются через упорно сохраняющуюся символически-воображаемую конструкцию самого себя.
На основе этой совокупности могут возникать другие группы восприятий, такие как:
- предчувствия и суеверные знания;
- магическое мышление - визуализация реальности в чисто воображаемом виде;
- чужие "я": всегда воспринимаются через восприятие своего собственного;
- явления мира как наплыв разнообразной информации.
С точки зрения практики Дхаммы, конечно, все восприятия не являются самостью.
Однако те из них, которые заслуживают внимания, связаны с восприятием тела. Например, в практике созерцания 32 частей тела можно выбрать взгляд на кожу и намеренно вызвать в себе самоощущение, что именно эта кожа отличается от кожи других людей.
Когда это восприятие возникает, неся с собой квоту того что называется саккая дитти, представление о самоидентичности, человек видит кожу просто как кожу, лишенную чего-либо, связанного с "я" или "мое". Таким образом, воображаемые визуализации, которые переписывают тело, освобождаются, и возникает ясное знание. Таким же образом человек переходит к созерцанию любой другой части тела, тем самым познавая тело как тело.
Восприятия, которые являются уловками фокусника, относящиеся к идентичности, приобретенной через другого, в конце концов перестают смешиваться с ясностью знания. То, что относится к себе, познается просто как игра памяти, тогда как то, что относится к Дхамме, познается в последовательном потоке осознания.
Практика культивирования (бхавана) равносильна выносливости. По мере того как ум, обладающий качеством внимательности к знанию, впитывает свой объект, практикующий впоследствии проходит через
1. Первоначальный контакт ума с объектом (витакка)
2. Удерживание ума на объекте (вичара)
3. Возникновение восторга (пити),
4. Возникновение счастья (сукха), исчезновение восторга
5. Возникновение однонаправленности (экаггата), исчезновение счастья
Как правило, практика замирает на 2-й стадии, или, поднявшись на 3-ю стадию, человек теряет ее и возвращается на 2-ю. Именно здесь происходит настоящая работа по преодолению.
И все же сначала нужно захотеть заниматься культивированием: в противном случае первоначальный контакт ума с объектом не может состояться. У человека должно быть искусное желание (чанда) практиковать в ущерб всему остальному. Многие терпят неудачу уже здесь. Идеализм и нигилизм, то есть желание практиковать из высокодуховного идеала или из скупого отвращения к бессмысленному миру, - это не умелое желание. Последнее возникает из смирения, честности и любви. Оно является выражением жизненного драйва и либидо человека, направленного на то, что он справедливо считает достойным начинанием. Умелое стремление к культивации не отличается от стремления к любому стоящему делу в мире.
Далее, практикующий старается черпать мотивацию для своей практики из собственного искусного желания. Если человек делает это по чужому желанию, например, по желанию учителя или большого Другого духовной традиции, которой он следует, это будет недолговечно, поскольку у него нет подлинной власти над своей волей, он следует чужой воле.
Это может привести к одной из трех вещей:
- Благочестивое следование методу: человек религиозно делает то, что ему говорят, не обязательно понимая почему.
- Бунт против метода: человек отказывается от метода, потому что он не дает удовлетворительных результатов, и ищет другой метод - отсюда может начаться "скачка по гуру", если человек всегда цепляется за чужое желание, не найдя своего собственного
- Застой в практике: человек правильно выполняет метод, но он не приносит результатов, потому что его собственная воля, стремление и желание не вдохновляют данный метод.
Настоящая работа может начаться, когда человек установил свое желание заниматься практикой и усердно взялся за нее. Это место для правильной выносливости в Настоящем. За исключением острых травм, поскольку они нуждаются в терапевтической обработке, можно смело встретиться лицом к лицу со всем, что возникает.
Человек выносит:
- Ментальную пролиферацию (папанча) - порождение умственных образований (санкхара) и восприятий (санья)
- Ощущения (ведана) - болезненные, приятные и нейтральные реакции на контакт с формациями и восприятиями
- Эмоции - приобретенные шаблоны осмысления чувств
- Осквернения ума (килеса) - реакция на все вышеперечисленное, основанная на жадности, ненависти и заблуждениях
- Телесная боль, которая может быть дифференцирована на:
- Боль, производимая умом от скуки, чтобы отвлечься.
- Боль, возникающая из-за стагнации, вызванной нежеланием менять позу
- Боль, вызванная повреждением тела, например, в результате ранее полученных травм - такую боль не нужно терпеть, чтобы не повредить тело еще больше
- Состояния лишения - опустошенные состояния ума, в которые человек попадает, исчерпав поверхностную реактивность приобретенного "я".
Это психические состояния, в которых человек сталкивается со страхом и исчезновением себя как субъекта (афанизис). Это не бескорыстие, а цепляние ума за ранее поддерживаемое самовпечатление. Если упорно применять внимательность к объекту, эти состояния исчезают, поскольку ум опирается на стабильность, обеспечиваемую практикой, и больше не нуждается в воображаемой стабильности эго.
Возникающие явления выносятся до момента принятия, чтобы ум мог обратиться к тому, что не является преходящим. Поглощенность практикой начинается именно здесь, последовательно проходя через восторг, счастье и однонаправленность к самади.
Проницательность и сострадание Качество проницательного ума неразрывно связано с агрессивностью. Это агрессивность, обращенная вовне, чтобы судить, оценивать и разбирать явления мира. Поэтому мы видим так много соперничества, обид и скрытой враждебности в политических, интеллектуальных, академических и художественных кругах. Часто маскируясь под благовоспитанностью и внешней вежливостью, “носители знаний” по уровню агрессивности сродни стервятникам, сражающимся за кусок трупа. Перфекционизм и идеализм также часто сопровождают остроту интеллекта, поскольку субъект стремится воплотить идеал, который он воспринимает как праведно истинный. Необходимо отличать чистое от нечистого с точки зрения культивирования. Однако от агрессивности, идеализма и перфекционизма следует отказаться, поскольку они несут в себе пороки, коренящиеся в предпочтениях, предубеждениях и эгоистических привязанностях. |
Когда взгляд на недостатки и зло мира рассматривается через призму признания того, что все явления вызваны неведением, обусловлены постоянными травмами из-за отсутствия мастерства и передаются из поколения в поколение в результате неправильного (читай, конкурентного) образования, взгляд человека смягчается, а сердце немного приоткрывается.
Теперь эта проницательность, ранее заряженная гневом и недовольством, трансформируется. Теперь ее можно назвать Мудростью. Любое суждение, которое не учитывает обусловленность боли и стресса и лишено желания, чтобы эта боль и стресс ушли, лишено мудрости.
Чтобы отстраниться от чего-то, нужно сначала терпеть, выносить и принять это явление, увидев его глазами сострадания. Отстранившись и правильно поняв, человек, как говорят, открыт для Любви. В этом смысле Любовь превосходит Мудрость.
Пусть все существа обретут сострадание!
Этот мир полон умных людей. В наши дни нередко люди имеют до нескольких ученых степеней и дипломов. Однако уровень депрессий, маний и самоубийств высок как никогда.
Это происходит потому, что интеллект, вбитый в нас в ходе школьного обучения, основанный на уровне IQ и получении высших оценок, не эквивалентен мудрости. В основе этого типа интеллекта лежат конкуренция, желание выполнить требование другого и страх.
Еще один год подходит к концу (написано в канун нового года). Что мы сделали? Что было сделано с нами?
Если то, что мы сделали, было умелым, самое время отпраздновать это и признать себя. Если то, что мы сделали, не было искусным, но причинило вред, самое время принять решение о том, как это исправить. Как правило, эти два варианта смешиваются, поэтому мы должны отделить один от другого и поразмыслить над каждым из них.
Если то, что с нами сделали, было сделано для нашего благополучия и роста, самое время поблагодарить. Если же то, что было сделано, было несправедливым и обидным, пришло время быть щедрым в прощении и проницательным, чтобы увидеть корни плохого.
Будда, обращаясь к аскету Амагандхе, который упрекнул его в том, что он "питается падалью" (подразумевая под падалью употребление мяса или рыбы), выделяет следующие группы “падали":
- уничтожение жизни
- избиение, нанесение увечий, связывание существ
- мошенничество: возбудив в другом ожидание, человек не исполняет его
- обман
- изучение бесполезных предметов
- преследование чужих жен