В каждом человеке есть стремление к высшему. Даже когда все потребности ума и тела удовлетворены, нечто влечет человека вглубь, за пределы известного и обусловленного. Это стремление к трансценденции оков тленного психофизического бытия. Это стремление к Духу.
Те или иные религии символизировали это стремление в фигурах своих пророков, молитвах, ритуалах и сформировали системы практик, позволяющих реализовать это стремление. Ни одна религия не права и не конечна. Каждая из них просто средство для воплощения высочайшего потенциала человека. Ни одна не содержит в себе этого потенциала, поскольку является лишь системой практик, нарративов и символики. Потенциал же содержится внутри каждого.
Как правило, последователи той или иной религии забывают об этом потому что идентифицируются с принадлежностью к религии как христиане, буддисты, мусульмане и прочее. В этой идентификации есть успокоение: психика обретает почву в виде смысла и чувства целостности даруемых религиозным нарративом. Что еще более важно, в распоряжении человека появляется дискурс мастера: способность наименовывать явления относящиеся к регистру Реального.
Регистр Реального это та сфера психики, которую нельзя полностью ассимилировать в язык и культуру: это остаток, невыразимое и неведомое, лежащее за пределами знания и лингвистического аппарата. По своей природе, Реальное невыносимо, оно порождает тревогу и страх, чувства беспомощности, нехватки и фрагментарности. Именно здесь приходит на помощь тот или иной религиозный дискурс мастера: наименовывая в категорических терминах "истину", он устраняет симптомы столкновения с Реальным, тем самым даруя человеку успокоение.
Человек, способный артикулировать свое Реальное посредством того или иного нарратива, будь то религиозный, культурный, психологический либо философский, больше не чувствует себя беспомощным перед лицом неизвестного. Тем не менее, чтобы продолжать отгораживаться от Реального, необходимо продолжать использовать этот нарратив, снова и снова. Именно поэтому те или иные тексты, которые в каждой религии почитают "священными", повторяются снова и снова, заучиваются и передаются, чтобы обеспечить таким образом обретенное психическое спокойствие.
Не трудно заметить как на этой почве возникают привязанность и идентификация. Испытав на собственной психике успокаивающее воздействие принадлежности к стезе той или иной веры выраженной в дискурсе, человек уже не хочет снова сталкиваться с Реальным внутри себя.
Именно здесь и находится ловушка: человек больше не идет внутрь, туда где сокрыт потенциал непосредственного контакта с Душой и с Духом. Вместо этого, человек идет в предписанную практику или нарратив, которые, как выяснилось на опыте, позволяют прекратить навязчивую интенсивность порождающего тревогу и страх Реального. Более того, человек рискует начать ревностно защищать ту или иную систему взглядов, верований и практик, которые даровали ему этот модикум психического спокойствия.
В каждой религии также содержатся учения позволяющие преодолеть этот блок идентификации с правилами, предписаниями и догматами, чтобы человек мог действительно уйти внутрь и прикоснуться к духовному истоку из которого проистекает все.
Считается, что догматы и правила необходимы чтобы дисциплинировать ум и успокоить психику. Когда это достигается, человек снова может устремиться в сферу Реального, где столкнется с собственной алчущей природой и с последствиями собственных деяний, со своим неведением и со своей гордостью, со страхом и болью. Теперь же, будучи укрепленным своей традицией, человек может взять на себя ответственность за себя и принять то чем является и что сотворил. Это принятие необходимо, так как без него к Душе не прикоснуться: страх и отвращение, стыд, вина и боль помешают вниманию уйти внутрь и пребывать внутри.
Очень важным аспектом практики любой религиозной традиции является понимание когда следует оставить эту традицию.
Считается, что когда человек прошел достаточную подготовку в сфере успокоения психики, контроля ума, а также искусности деяний тела, от традиции можно отойти и снова быть просто человеком а не христианином, буддистом, мусульманином или кем бы там ни было.